четверг, 27 марта 2014 г.

Книга "Искусство обучать"

Помните, я накупила кучу книг и обещала рассказывать о них. Это были реальные книги, но есть еще куча виртуальных ,  безбумажных.
Он-лайн чтиво, электронные книги для меня, больше "по делу" . Сегодня расскажу про одну такую деловую книгу. Купила эту книгу, так как захотела создать новые обучающие видео фильмы.
Я не педагог, несколько лет я вела мастер-классы по созданию мишек Тедди , но живое общение, это живое общение. Даже если ты плохой учитель, то повторяя за тобой на живом мастер классе, задавая вопросы, слушатель научится.
В интернет, все интереснее. Здесь работа учителя, должна быть на другом уровне. Ты должен, помимо владения темой,  уметь объяснять, показывать, и самое главное...вдохновлять смотрящего. Именно интерес и вдохновение, чтобы сделать работу до конца, чтобы не нажать кнопочку "вкл" - "off".
 Нашла вот эту книгу и купила. Купила, так как мне хотелось сделать мой новый курс "перфектно", как говорят болгары.  Сразу скажу купила электронную версию, считаю это правильным, вряд ли кто то будет перечитывать много раз такого вида литературу , это рабочий инструмент.






Напишу свои мысли о книге. Мне книга помогла посмотреть на обучение по-другому. Это книга об обучении в целом, на курсах, тренингах, работе, профессии и т.д.

Мы привыкли, что обучение, традиционное, для взрослых, это новый материал + снова на следующем уроке новый материал + потом опять новый материал , а в книге автор рассматривает модель, что обучение, это , как горки, новый материал - вершина, плато- практика, снова -вершина и снова плато - практика, тогда будет результат.
Тогда мы, изучив теорию, спокойно переходим к практике , практикуемся, получаем опыт и получаем внутреннее чувство удовлетворения, что нам это понятно, мы можем спокойно применять эти знания. 
А когда знания копятся, копятся, копятся, а ты не знаешь, что с этим делать...возникает чувство дискомфорта. Я вспомнила себя в мединституте. Колоссальный объем информации, и ты вроде не идиот, но такая внутренняя паника, что ты точно все знаешь, но сможешь ли ты знание  вычленить, применить из всего массива. 
Вывод , информация должна даваться дозировано и с практикой. В моем случае, говоря примитивно, показал, как крепить глазки и слушатель повторив это много раз , делает это легко и спокойно, после этого можно переходить на глазки с веками, глазки с ресницами, глазки с окрашенной радужкой и т.д. 


Популярный сейчас Михай Чиксентмихайи в книге "Поток".  Говорит, что , если ты находишься в состоянии "потока" , то ты можешь заниматься каким то делом часами, и не заметить, что прошло столько времени. Но это именно грань, баланс , когда твои задачи сделать что то соответствуют твоим способностям.  Если задача будет непосильной, то наступает разочарование и ты бросаешь это дело, а если твои умения превышают задачи, то тебе будет скучно и ты тоже не захочешь этим заниматься. 
Вот именно такой баланс необходим в обучении. Занятия в группах , где люди разного уровня, порой дают меньший эффект для тех, кто не новичок, им скучно, а сильно высокая планка курсов делает новичков разочарованными , так как они не могут угнаться за не новичками. 
Вывод. Созданный продукт , курс, мастер-класс должен точно соответствовать ожиданиям слушателей. Чтобы они находились в этом "потоке" и получали удовольствие, удовлетворение и вдохновение. 

Иногда полезно для не новичков получить информацию о том, что они уже знают, умеют, им будет комфортно, они будут в зоне "плато" , но...тогда должна быть детализация. Добавление мелочей, новых техник, приемов и т.д. 
Вывод . Должны быть "изюминки" для тех, кто уже знаком с базовыми знаниями вопроса, чтобы проработка этих мелочей вызывала состояние "потока" у не новичков.

Очень интересные моменты в книге.
Как научиться новому?  Смотреть , как это делает "старичок", т.е. преемственность, как говорят у нас в России, передача опыта от поколения к поколению. 
Уанглоязыких  это называется Job shadowing , что то типа подсматривание на работе. 
Это отличная идея. Часто опытные авторы ходят на мастер классы к другим опытным авторам, чтобы именно посмотреть, как это делает другой человек. И честно скажу, на мастер - классах у Джеммы Кадж, Кати Беспаловой, Ирины Кунах я всегда училась чему то новому, новым приемам, новым фишечкам, новым деталям. Наращивала ту базу, которую мне в свое время Настя Купцова  дала. Или приемам других авторов, как это сделать лучше, быстрее, по-другому.   

Потом мне понравилось в книге чисто американская такая деталь, именно разжевывание понятного, детализация до безобразных мелочей. Это у них так и есть. Если Вы что то покупали на Этси, то наверное, обращали внимание на надписи, которые меня поражают своей дебильностью в листингах, но это жизнь. 
Например, если Вы хотите купить игрушку, то в листинге будет написано, что в продажу входит только игрушка, а весь интерьер , скажем книга, лампа, салфетка - не входят . Т.е. для меня совершенно очевидно, что ты покупаешь игрушку, а не все, что вокруг на фото, но вот эта детализация...она меня обескураживает иногда, но видимо, это верно.
В книге рассмотрен пример с мусорками. Я живу в Европе и никогда не задумывалась на тему мусорок. Ну, т.е. я абсолоютно чекнутый на эту тему потребитель, я вижу синий контейнер с надписью "бумага" , я сортирую свой мусор и кидаю бумажные упаковки, коробки , журналы в этот контейнер, если написано "стекло" , зеленый контейнер , то я брошу туда бутылку, если пластик- я брошу в желтый контейнер  бутылку от воды. Остальной мусор , я выброшу  в общий контейнер - металлический.


А в этой книге описана обучающая программа по сортировке мусора - ресайклинг. Т.е. Вас обучают сортировать мусор на примере компьютерной игры. Вам приходит на мейл письмо, что надо пройти обучение , Вы кликаете  - начать обучение, Вам дается теория, а потом ситуационные задачи. Такие , к примеру, куда выбросить  стаканчик от йогурта, который имеет бумажную основу, но пластиковую крышку, в "бумажный мусор" или "пластиковый". Батарейки раз в месяц нужно выбрасывать в специальный контейнер, но если это не дата  - раз в месяц, куда выбрасывать батарейки? Банка от консервов  в металл или бумагу?
Я читала все и обтекала. Для меня было смешно и грустно. Смешно, от того,  что пишут целые программы, курсы, тратят деньги на написание их, продвижение,  людей обучают такой "фигне" , о которой я даже не задумываюсь в повседневной жизни, а грустно, от того, что они обо всем задумываются и облегчают тебе задачу и как то живут вот по-другому...
Вывод. Мой курс должен быть четко детализирован и понятен абсолютно любому человеку.

Мне эта книга помогла сделать хороший план для курса и обратить внимание на те мелочи, на которые я не обращаю внимание, так как мне это кажется давно понятным, а слушатели смотрят на все другими глазами.
Основной моей целью стала мысль,  а смогут ли слушатели моего курса, посмотрев, сделав со мной вместе, повторить это с другими материалами, другими выкройками, другими образами.
Мне книга помогла смотреть шире, чем конкретный  состаренный мишка. Если в моем курсе модель мишки у меня с носиком , вышитым редкими стежками, то в следующий раз, когда слушатель захочет сшить мишку с другим носиком, он должен знать, как вышить полный нос, как покрыть его воском и т.д. Значит мне нужно добавить эти темы в курс.

В общем, это маленькие частности, книга масштабней, читается легко и вы, если собираетесь обучать, преподавать, вести мастер-класс, курсы , то купите , полистайте,  почитайте на смартфоне, обязательно какие то детали Вас привлекут.




7 комментариев:

  1. Спасибо большое за интересные обзоры книг. Уже несколько себе отложила почитать по вашим рекомендациям.

    ОтветитьУдалить
  2. Гузель, долго смотрела на эту книгу, но все никак не решалась положить в корзину))) Теперь положила)))
    Спасибо за интересный пост - некоторые вещи не давали покоя, теперь взглянула на них по-другому)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я не знаю, как быстро ты собираешь заказ. Когда у меня есть бюджет на книги и международную почту,я мигом все покупаю. Но иногда, заметила за собой, что кидаю книги ( а сейчас книги и по твоей рекомендации) постепенно, формируя заказ, сейчас у меня там штук 9. Если ты такая же, совет, зайди в свою "корзину" , купи электронную версию.

      Удалить
    2. Я так же заказываю как и ты)))
      Почему-то всегда блок стоит на электронные книги. Хотя и читалка хорошая есть, но не лежит душа и все тут. Хотя, наверно, исходя из моего нынешнего бюджета, так и придется сделать)))
      Спасибо за совет)))

      Удалить
    3. Я совершенно уверена, что есть книги, которые надо покупать на бумаге, ты к ним будешь возвращаться, а есть те, которые ты прочитаешь и больше они тебе не понадобятся...так как в моем понимании это "учебная литература" , прочел, использовал и даже если нужна будет эта же тема, будешь искать новый источник информации.

      Удалить